ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 26.12.2005 г. N 15454/5/23-2016/1479
(Извлечение)
Государственная налоговая администрация [Украины] рассмотрела письмо Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства <…> и письмо <…> относительно разъяснения законодательства по вопросам проверок [субъектов хозяйствования] налоговыми органами и сообщает следующее.
1. Вопрос относительно действия Указа Президента Украины от 23.07.98 N 817/98 "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности"
<…>
В настоящее время, после вступления в силу Закона [Украины от 12.01.2005] N 2322[-IV "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усиления правовой защиты граждан и введения механизмов реализации конституционных прав граждан на предпринимательскую деятельность, личную неприкосновенность, безопасность, уважение достоинства личности, правовую помощь, защиту)" (далее – Закон N 2322)] и Закона Украины от 25.03.2005 N 2505-IV "О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2005 год" и некоторые другие законодательные акты Украины" (далее – Закон N 2505), порядок организации и проведения плановых и внеплановых проверок, основания и сроки их проведения регулируются Законом [Украины от 04.12.90] N 509[-XII "О государственной налоговой службе в Украине" (далее – Закон N 509)].
При этом в соответствии с п. 2 "Заключительные положения" Закона N 2322 до приведения законов и других нормативно-правовых актов в соответствие с данным Законом они применяются в части, не противоречащей данному Закону.
То есть названный Указ Президента Украины действует в части, не противоречащей Закону N 2322 и другим законам Украины.
2. Относительно действия положения Закона N 2322 касательно осуществления внеплановой выездной проверки только на основании решения суда
Законом N 2322 были внесены изменения в Закон N 509, которыми, в частности, было предусмотрено, что внеплановые выездные проверки осуществляются только по решению суда.
Однако Законом N 2505 были внесены изменения в Закон N 509 путем дополнения статьи 111 частью седьмой, в соответствии с которой внеплановые выездные проверки осуществляются по решению руководителя налогового органа.
При этом при внесении указанных изменений произошла техническая ошибка, приведшая к появлению двух седьмых частей в статье 111 Закона N 509, о чем Министерство финансов Украины письмом <…> уведомило Кабинет Министров Украины.
В соответствии с указанным письмом в настоящее время разрабатывается законопроект, предусматривающий отмену части седьмой статьи 111 данного Закона (в редакции Закона N 2322) относительно осуществления внеплановых проверок только на основании решения суда.
То есть в настоящее время внеплановые выездные проверки осуществляется по решению руководителя налогового органа в соответствии со статьей 111 Закона N 509.
3. Относительно участия работников налоговой милиции в проведении плановых и внеплановых выездных проверок, а также касательно оперативно-розыскного дела
В соответствии со ст. 111 Закона N 509 работникам налоговой милиции запрещается участвовать в проведении плановых и внеплановых выездных проверок плательщиков налогов, проводимых органами государственной налоговой службы, если такие проверки не связаны с ведением оперативно-розыскных дел или расследованием уголовных дел, возбужденных в отношении таких плательщиков налогов, находящихся в их производстве.
Проверки плательщиков налогов органами налоговой милиции проводятся в порядке, установленном Законом Украины "Об оперативно-розыскной деятельности", Уголовно-процессуальным кодексом Украины, другими законами Украины.
Что касается вопроса о предоставлении информации относительно существования оперативно-розыскного дела, то в соответствии с ч. 9 ст. 9 Закона Украины от 18.02.92 N 2135-XII "Об оперативно-розыскной деятельности" граждане Украины и другие лица имеют право в установленном законом порядке получить от органов, на которые возложено осуществление оперативно-розыскной деятельности, письменное объяснение по поводу ограничения их прав и свобод и обжаловать эти действия.
Указанное подтверждается ч. 3 ст. 9 Закона Украины от 02.10.92 N 2657-XII "Об информации", в которой указано, что каждому гражданину обеспечивается свободный доступ к информации, касающейся его лично, кроме случаев, предусмотренных законами Украины. К указанной категории случаев относятся сведения, содержащие государственную тайну.
В соответствии с ч. 5 статьи 5 Закона Украины от 21.01.94 N 3855-XII "О государственной тайне" специально уполномоченным органом государственной власти в сфере обеспечения охраны государственной тайны является Служба безопасности Украины. Приказом СБУ от 12.08.2005 N 440 "Об утверждении Свода сведений, составляющих государственную тайну", 17.08.2005 [за N 902/11182] зарегистрированным в Министерстве юстиции, определено, что сведения об организации, задачах, результатах оперативно-розыскной деятельности, а также сведения, раскрывающие личность, являющееся объектом оперативно-розыскного дела, в действиях которого имеются признаки совершения преступлений, составляют государственную тайну с грифом секретности "секретно".
При этом в соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 8 Закона Украины "О государственной тайне" к государственной тайне относится информация о средствах, содержании, планах, организации, финансировании и материально-техническом обеспечении, формах, методах и результатах оперативно-розыскной деятельности. Согласно ч. 8 ст. 30 Закона Украины "Об информации" отнесение информации к категории секретных сведений, составляющих государственную тайну, и доступ к ней граждан осуществляются в соответствии с законом об этой информации.
Частью 1 ст. 27 Закона Украины "О государственной тайне" регламентировано, что доступ к государственной тайне предоставляется дееспособным гражданам Украины, которым предоставлен допуск к государственной тайне и которые нуждаются в нем по условиям своей служебной, производственной, научной или научно-исследовательской деятельности либо обучения. При отсутствии оснований, предусмотренных частью первой данной статьи, в соответствии с частью 3 статьи 27 гражданину Украины отказывается в предоставлении доступа к конкретной секретной информации.
Кроме того, в соответствии с ч. 10 и 13 статьи 9 Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" запрещено передавать и разглашать информацию, которая может повредить следствию, жизни, чести и достоинству взятых под защиту лиц, а также безопасности государства.
Таким образом, у лица, являющегося объектом оперативно-розыскного дела, отсутствуют законные основания для доступа к материалам, содержащимся в оперативно-розыскном деле.
4. Относительно изъятия у субъектов хозяйствования документов, подтверждающих факты нарушения законов Украины о налогообложении
В соответствии с пунктом 9 статьи 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" органы государственной налоговой службы имеют право в ходе проведения проверок изымать у предприятий, учреждений и организаций копии финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов и сборов (обязательных платежей). Запрещается изъятие у субъектов хозяйственной деятельности документов, не подтверждающих факты нарушения законов Украины о налогообложении.
При этом приказом Государственной налоговой администрации Украины от 16.09.2002 г. N 429 <…> предусмотрено, что факты выявленных нарушений налогового и валютного законодательства излагаются в акте документальной проверки четко, объективно и в полной мере, со ссылкой на первичные или другие документы, зафиксированные в бухгалтерском и налоговом учете, подтверждающие наличие указанных фактов.
То есть при проведении проверок изъятию у предприятий, учреждений и организаций подлежат копии финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов, зафиксированные в бухгалтерском и налоговом учете и свидетельствующие о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов и сборов (обязательных платежей).
При этом приказом Государственной налоговой администрации Украины от 08.11.2005 [N 493], зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 25.11.2005 за N 1427/11707, утверждена Инструкция о порядке изъятия должностными лицами органов государственной налоговой службы Украины оригиналов и копий финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов.
Указанной Инструкцией, в частности, определены объем и состав финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов (копий документов), изымаемых должностными лицами органа государственной налоговой службы при проведении проверок предприятий, учреждений и организаций и при аресте активов плательщика налогов на основании решения суда.
Кроме того, разъяснены порядок проведения и оформления изъятия оригиналов (копий) документов с учетом требований Законов Украины "О государственной налоговой службе в Украине", "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами", а также порядок возврата изъятых документов или передачи их, в предусмотренных законодательством случаях, подразделениям налоговой милиции или другим правоохранительным органам.
Заместитель Председателя
Б. Горбанский
Напечатано:
"Бухгалтер",
N 5, февраль, 2006 г.