Определены отличия правового урегулирования отношений, возникающих при осуществлении операций, связанных с комиссией…

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПИСЬМО

от 17.10.2006 г. N 7520

Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в пределах компетенции рассмотрел Ваше письмо <…> и сообщает следующее.

В главе 69 Гражданского кодекса Украины и главе 31 Хозяйственного кодекса Украины определены отличия правового урегулирования отношений, возникающих при осуществлении операций, связанных с комиссией.

Так, в соответствии со статьей 1011 Гражданского кодекса Украины по договору комиссии предполагается, что одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за плату совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Договор комиссии может быть заключен как на приобретение, так и на продажу товара. При этом как самое главное следует подчеркнуть, что одним из существенных условий договора комиссии является определение комиссионной платы.

Важно отметить, что Указом Президента Украины от 03.07.98 г. N 727/98 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" [в редакции Указа Президента от 28.06.99 г. N 746/99] определен порядок применения упрощенной системы налогообложения.

Так, статьей 1 Указа установлено, что выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг).

С учетом указанного выручкой от реализации услуг и соответственно объектом обложения единым налогом может быть только та сумма средств, которая поступила на расчетный счет субъекта предпринимательской деятельности – плательщика единого налога в качестве платы за предоставленные услуги, а не вся сумма транзитных средств, подлежащих обязательной передаче третьему лицу.

Таким образом, средства, поступившие транзитом на расчетный счет субъекта предпринимательской деятельности – плательщика единого налога, не являются собственностью данного субъекта, поскольку подлежат обязательному перечислению соответствующему третьему лицу, а потому эти средства не являются выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг). То есть такие средства не могут быть предметом обложения единым налогом.

Обложению единым налогом подлежит сумма комиссионного вознаграждения, являющаяся выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг).

Дополнительно следует отметить, что с целью правильного и единообразного применения законодательства при разрешении споров с участием органов государственной налоговой службы президиум Высшего арбитражного суда Украины издал разъяснение от 12.05.95 г. N 02-5/451 "О некоторых вопросах практики разрешения споров с участием органов государственной налоговой службы" с изменениями, в соответствии с которым объектом налогообложения комиссионера может быть комиссионное вознаграждение, которое он вправе получить от комитента согласно нормам Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины.

Заместитель Председателя Г. Билоус

Напечатано:
"Бухгалтер",
N 46, декабрь, 2006 г.