В украинском законодательстве нередко встречаются в определенной степени спорные и не коррелированные между собой нормы.
Участники ВАЛ ставят перед Ассоциацией вопрос: почему ГНАУ не пересмотрит и не даст другого характера письма – разъяснения по вопросам налогообложения ломбардных операций.
В этом вопросе стоит расставить некоторые точки над «і». Письма ГНАУ несут характер разъяснений, более подробного толкования норм законов, и по сути своей, не могут никоим образом вступать в противоречия действующему законодательству (даже в случаях расхождения во мнениях).
Пункт 12.1. ст.12 действующего Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» гласит: «Доход плательщика налога от продажи объекта движимого имущества в течение налогового периода года насчитывается по ставке, установленной пунктом 7.1. статьи 7 этого Закона» (ставка =15%).
Стоит обратить внимание, что невозвращенный физическим лицом финансовый кредит рассматривается законом, как доход. Спорная норма, сама ГНАУ в своих письмах пишет, что выданный кредит не является налогооблагаемым и лишь в случаи его не возврата, становится доходом физлица. А т.к., в соответствии с действующим законодательством, в принципе все предприятия какой-либо организационно–правовой формы и собственности являются налоговыми агентами, то им следует уплатить налог за того, кто изначально был их кредитором, а стал получателем дохода.
Согласиться с такими нормами и трактовками достаточно сложно. А значит необходимо внесение изменений в Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц».
Учитывая то, что и законы и изменения к ним принимаются исключительно Верховной Радой, – Ассоциацией, специалистами ломбардного рынка, при участии специалистов ГНАУ, был разработан и подан в Верховную Раду проект изменений к Закону Украины «О налоге с доходов физических лиц».
_________
Извлечение из письма ГНАУ: «Державна податкова адміністрація України розглянула ваш лист від 14.09.06 р. №02-67 щодо пропозицій Асоціації стосовно внесення доповнень до Закону України „Про податок з доходів фізичних осіб" та висловлює вам вдячність за їх надання.
Слушними є ваші пропозицій стосовно визначення прибутку, одержаного громадянином від операцій купівлі-продажу рухомого майна, об’єктом оподаткування податком з доходів фізичних осіб, а також визнання досконалою процедуру документального підтвердження витрат з придбання такого майна.
<…>Ваші пропозицій будуть враховуватися при відпрацюванні проектів положень законодавчих актів щодо внесення змін і доповнень до чинногозаконодавства та Податкового кодексу України”.
Наши предложения были приняты, проекты изменений подготовлены, более того проектом Налогового Кодекса предусмотрены такие моменты, как «затраты», «оценочная стоимость», «сумма кредита не превышающая оценочной стоимости», но до тех пор, пока ВР не будут приняты изменения в закон, требования будут исходить из положений действующей редакции закона.
(Кстати, ни законом о налогообложении доходов физических лиц, ни письмами ГНАУ не прописаны другие способы взыскания на невыкупленные залоги).
В свое время, для рабочей группы, созданной под эгидой ГНАУ, специалистами ломбардной деятельности были подробно расписаны способы взыскания на невыкупленное имущество с таблицами расчета начисления налогов исходя из действующих норм законодательства.
В следующем (августовском) Вестнике Ассоциации ломбардов предлагаем Вашему вниманию материал по вопросам налогообложения ломбардных операций и, по возможности, опереться на него при проверках.