2 февраля 2008 года вступает в силу приказ № 238 от 26.12.2007 Государственного комитета финансового мониторинга, которым внесены изменения в отдельные нормативные акты Госфинмониторинга.
Наиболее проблемным является внесение изменений в подпункт 2.5 Приказа Государственного комитета финансового мониторинга от 24.04.2003 года № 40.
В подпункт 2.5. Приказа №40 добавлен следующий текст:
"Одно и то же лицо не может быть одновременно назначено ответственным за ведение финансового мониторинга в субъекте и в обособленном подразделении субъекта".
Из этого следует, что один сотрудник должен быть назначен ответственным за ведение финансового мониторинга в главном офисе, а в отделении должен быть другой ответственный.
В то же время, может ли «другой» быть ответственным одновременно в 5 отделениях – не оговорено, более того в том же п.2.5. прописано:
«В случае нецелесообразности введения отдельной должности ответственным работником субъекта в обособленном подразделении может назначаться руководитель обособленного подразделения субъекта или другое должностное лицо обособленного подразделения субъекта.
Не может быть назначено ответственным работником лицо, с которым у ломбарда (или обособленного подразделения) отсутствуют трудовые отношения.
Ответственный работник назначается руководителем субъекта и является независимым в своей деятельности и подотчетным только руководителю субъекта».
Значит, если г-н Иванов ответственный за ведение финансового мониторинга в юридическом лице – ломбарде «N», то Петров может быть руководителем и ответственным за ведение финмониторинга по всем отделениям ломбарда «N». Правда, при этом г-н Петров (руководитель и ответственный) должен быть оформлен приказом о совместительстве во всех отделениях.
На заседаниях Межведомственной рабочей группы, Общественного совета, работающих при Государственном комитете финансового мониторинга неоднократно проходили дискуссии, анализировалась эффективность мероприятий, которые применяются для предотвращения и противодействия легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма.
По некоторым вопросам с большим трудом, но всё же удалось найти компромисс и логику. Два года настаиваний на пересмотре периодичности обучения (не раз в году, а раз в три года) в данный момент нашли свою поддержку в Комиссии по регулированию рынков финансовых услуг и, вроде, «сдвинулось с мертвой точки». НО!!
Не смотря на то, что и Ассоциация ломбардов и другие Ассоциации, объединения неоднократно настаивали на необходимости пересмотреть и смягчить требования по ведению финмониторинга, обращали внимание на неоправданные финансовые затраты, невозможность и ненадобность увеличения количества ответственных работников из-за отсутствия и операций, подлежащих финмониторингу, и человеко-ресурсов, требования только ужесточаются.
По всей видимости, Госфинмониторинг считает, что все финансовые учреждения (а изменения касаются абсолютно всех участников финансового рынка) только и делают, что проводят операции по легализации грязных денег и финансированию терроризма. Иначе такие требования к ответственным за ведение финансового мониторинга просто необъяснимы.
Уважаемые участники Ассоциации, в ближайшие дни Ассоциациями и объединениями участников рынка финансовых услуг будут подготовлены и направлены Президенту Украины, в Государственный комитет регуляторной политики и предпринимательства, Государственный комитет финансового мониторинга письма – обращения с требованиями пересмотра данных требований.