Относительно правомерности обложения единым налогом возвратной беспроцентной финансовой помощи…

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  

ПИСЬМО

от 16.07.2008 г. N 6017

Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел Ваше письмо <…> относительно правомерности обложения единым налогом возвратной беспроцентной финансовой помощи и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

Проблема относительно определения выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в случае получения на расчетный счет или в кассу предприятия денежных средств, которые по своей сути не могут рассматриваться как выручка от реализации продукции (в частности, транзитных средств, финансовой возвратной помощи, паевых взносов и т. п.), существует довольно продолжительное время, в течение которого в Госкомпредпринимательства поступают многочисленные обращения субъектов предпринимательской деятельности – плательщиков единого налога.

Несмотря на неоднократные обращения Госкомпредпринимательства в адрес Государственной налоговой администрации Украины проблема не только не решается, но в последнее время приобрела массовый характер и стала причиной судебных споров.

Госкомпредпринимательства считает, что при расчете предельного объема выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) необходимо учитывать денежные средства, поступившие за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг), как это предусмотрено Указом Президента Украины от 03.07.98 N 727 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" (далее – Указ N 727).

В случае получения вышеупомянутых денежных средств на расчетный счет или в кассу предприятия – плательщика единого налога согласно соответствующим договорам в выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) должна включаться только та сумма денежных средств, которая является собственностью такого плательщика.

Такая позиция Госкомпредпринимательства была сформирована исходя из следующего.

1. Согласно статье 1 Указа N 727 выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг).

В случае осуществления операции по продаже основных фондов выручкой от реализации считается разность между суммой, полученной от реализации этих фондов, и их остаточной стоимостью на момент продажи.

2. Под операциями по продаже в соответствии с положениями Хозяйственного кодекса Украины понимают передачу имущества (товара) одним лицом в собственность или пользование и (или) во владение и (или) в распоряжение другому лицу, а также другие операции (включая операции по бесплатному предоставлению товаров), которые осуществляются согласно договорам купли-продажи, аренды имущества, поставки, лизинга, другим гражданско-правовым договорам, за плату или компенсацию, независимо от сроков ее предоставления.

3. В соответствии со статьей 655 Гражданского кодекса Украины по договору купли-продажи одна сторона (продавец) передает или обязуется передать имущество (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель принимает или обязуется принять имущество (товар) и уплатить за него определенную денежную сумму.

4. Согласно Закону Украины от 11.01.2001 N 2210 "О защите экономической конкуренции" под товаром понимают какой-либо предмет хозяйственного оборота, в том числе продукцию, работы, услуги, документы, подтверждающие обязательства и права (в частности, ценные бумаги).

Таким образом, исходя из вышеупомянутых норм под операциями по продаже понимают передачу имущества (товара) одним лицом в собственность или в пользование и (или) во владение и (или) в распоряжение другому лицу, а также другие операции (включая операции по бесплатному предоставлению товаров), которые осуществляются согласно договорам купли-продажи, аренды имущества, поставки, лизинга, другим гражданско-правовым договорам, за плату или компенсацию, независимо от сроков ее предоставления.

В случае поступления на расчетный счет плательщика единого налога возвратного беспроцентного финансового займа согласно договору такие денежные средства не должны включаться в объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг).

Отдельно заметим, что по данному поводу в письмах ГНА указывается, что "Согласно статье 1 Указа выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг). То есть применяется кассовый метод исчисления выручки, при котором учитываются все поступления денежных средств, полученные на расчетный счет или (и) в кассу".

Однако Указом N 727 не предусмотрено осуществление кассового метода исчисления выручки с учетом всех поступлений, а только предусмотрено исчисление выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг).

Также обращаем внимание на то, что статьей 2 Закона Украины от 04.12.90 N 509-XII "О государственной налоговой службе в Украине" (с изменениями и дополнениями) и подпунктом 4.4.2 пункта 4.4 статьи 4 Закона Украины от 21.12.2000 N 2181-III "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (с изменениями и дополнениями) установлено, что разъяснения законодательства по вопросам налогообложения среди плательщиков налогов предоставляются контролирующими органами в порядке, определенном соответствующим центральным (руководящим) органом контролирующего органа, которым является Государственная налоговая администрация Украины.

Решения, действия или бездействие органов государственной налоговой службы и их должностных лиц на основании статьи 14 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

С учетом того, что трактовки вопроса относительно определения объема выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и обложения единым налогом Госкомпредпринимательства и ГНА являются разными, для окончательного решения данного вопроса субъект предпринимательской деятельности имеет право обратиться в суд в порядке, предусмотренном законодательством.

 

Заместитель Председателя 

Г. Билоус