Изменения к Налоговому кодексу Украины.
Новые подходы в контрольной деятельности налоговых органов.
Совершенствование налогового законодательства длится. Последними изменениями к Налогового кодекса Украины урегулирован пакет спорных вопросов, которые возникают во время проверок. Есть основания рассчитывать, что законодательные нововведения, с одной стороны, повысят качество проверок, а с другой – еще больше снизят степень вмешательства налоговых органов в деятельность добросовестных плательщиков.
Наведем сжатый обзор новых норм Налогового кодекса.
В частности Закон Украины от 07.07.2011 № 3609 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторых других законодательных актов Украины относительно совершенствования отдельных норм Налогового кодекса Украины» (далее – Закон № 3609) предусматривает, что налоговые органы имеют право получать объяснение плательщиков относительно обнаруженных в время проверки возможных нарушений. Это в дальнейшем приведет к уменьшению количества отрицаний налогоплательщиков к актам проверок и обжалований в административном и судебном порядке налоговых решений. Можно рассчитывать, что внедрение этой нормы откроет новые механизмы досудебного урегулирования спорных вопросов.
Эта норма существовала в законодательстве и раньше – Законом № 3609 она лишь уточнена, чтобы исключить неоднозначность некоторых формулировок.
В то же время налоговые органы получили право на контроль за соблюдением законодательства по вопросам регулирования оборота наличности. Это вынужденное решение – даже юридические лица до сих пор часто проводят операции с большими суммами наличных средств.
Плательщикам предоставлено право подавать уточняющие расчеты к отчетным документам, в частности налоговых деклараций, правильность которых проверяется налоговыми органами. Отныне, в Налоговом кодексе есть разграничение: запрет на уточнение действует только во время документальных плановых и внеплановых выездных проверок. Раньше, напомним, запрет распространялся на все виды проверок.
В то же время усиленно ответственность контролирующих органов. Например, в случае когда вручить налоговое сообщение-решение невозможно из-за ошибки, допущенной контролирующим органом, документ считается не врученным налогоплательщику.
Дополнен перечень оснований, при которых налоговый орган имеет право обращаться к плательщикам с письменным запросом на предоставление информации. Новых оснований требовать письменных разъяснений три:
- недостоверность данных, которые содержатся в налоговых декларациях;
- представление жалобы о непредставлении налоговой накладной покупателю (или предоставление с нарушениями);
- проведение встречной сверки.
В Налоговый кодекс внесено право органов ГНС направлять запросы плательщикам при необходимости проведения встречных сверок. Раньше это регламентировалось Порядком № 1232.
Изменениями к ст. 75 Налогового кодекса уточнен перечень случаев, когда проводится фактическая проверка. В том числе к этому перечню прибавлен контроль за соблюдением законодательства относительно оборота наличности. Уточнение этой статьи должно исключить пакет спорных вопросов относительно правомерности проведения проверки. Соответствующие изменения внесены и к ст. 80 Налогового кодекса. В частности фактическая проверка проводится в том случае, когда получена информация о регистрации юридического лица или предпринимателя, которые не зарегистрированы в налоговом органе как налогоплательщики.
Но в то же время существенно ограниченно право органов ГНС проводить фактические проверки физических лиц – предпринимателей, которые не являются плательщиками НДС, а также юридических лиц, которые применяют упрощенную систему налогообложения.
Таким образом, инициатива налоговой службы относительно снижения количества проверок малого бизнеса к урегулированию упрощенной системы получила законодательную поддержку.
Дополнен перечень документов, которые дают право работникам органов ГНС приступить к выездной документальной или фактической проверке.
Следовательно, к проведению документальной выездной или фактической проверки имеют право приступить лишь те налоговики, которые имеют при себе:
- направление на проведение проверки;
- копию приказа о проведении проверки;
- служебное удостоверение.
При этом непредъявление вышеупомянутых документов является основанием для недопущения работников налоговых органов к проверке. В случае установления таких фактов также советуем сообщать об этом в Управление внутренней безопасности ГНС Украины.
Большие налогоплательщики получили дежурное «послабление» от законодателя. Во время проверки они обязаны предоставлять в электронной форме только те документы, которые ведутся в такой форме на самом предприятии, – специально для проверяющих переводить документацию в электронный вид не нужно.
Наконец урегулирован вопрос об использовании электронных регистраторов расчетных операций (кассовых аппаратов и тому подобное). Законом № 3609 предусмотрено использование уже разработанной Нацбанком Украины технологии относительно сохранения и передачи копий расчетных документов. Новая технология даст возможность избежать искажения или уничтожения данных. Соответствующие изменения внесены и в Налоговый кодекс, и в Закон об РРО.
Срок регистрации и введения в действие регистраторов с электронной контрольной лентой – 1 января в 2012 г. Время подготовиться еще есть.
Ирина Носачова |
Директор Департамента |
Источник: «Вестник налоговой службы Украины»