Налог на доходы физических лиц. Комментарии к изменениям, внесенным в Налоговый кодекс Украины.
Верховной Радой Украины принято Закон Украины от 07.07.2011 № 3609 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторых других законодательных актов Украины относительно совершенствования отдельных норм Налогового кодекса Украины» (далее – Закон № 3609), который вступил в силу с дня, следующего за днем официального опубликования – с 06 серпня 2011 года.
Следует обратить внимание, что некоторые из принятых Законом № 3609 норм согласно Заключительным и переходным положениям данного Закона вступают в силу не со второго полугодия текущего года, а с 1 января в 2012 года.
Кроме сугубо редакционных правок внесено много изменений и дополнений, которые в корне изменяют действующие до этого времени нормы Налогового кодекса, в частности некоторые нормы раздела IV «Налог на доходы физических лиц».
І. Основные изменения, которые состоятся в налогообложении доходов физических лиц в связи с принятием Закону № 3609, касаются следующего:
1. Усовершенствовано приведенное в ст. 164 Налогового кодекса определение базы налогообложения налогом на доходы физических лиц, что должно устранить разночтение этой нормы. Установлено, что базой налогообложения является общий облагаемый налогом доход, с учетом особенностей, определенных соответствующими нормами этого раздела.
Общий облагаемый налогом доход – любой доход, который подлежит налогообложению, начисленный (выплаченный, предоставленный) в интересах плательщика налога в течение отчетного налогового периода.
В случае использования права на налоговую скидку базой налогообложения является чистый годовой облагаемый налогом доход, который определяется путем уменьшения общего облагаемого налогом дохода с учетом п. 164.6 в. 164 Налогового кодекса на суммы налоговой скидки такого отчетного года.
Базой налогообложения для доходов, полученных от осуществления хозяйственной или независимой профессиональной деятельности, является чистый годовой облагаемый налогом доход, который определяется в соответствии с п. 177.2 в. 177 и п. 178.3 в. 178 Налогового кодекса.
2. Законом № 3609 установлено, что не будут подлежать налогообложению взносы на пенсионные вклады (пп. 164.2.16 п. 164.2 в. 164 Налогового кодекса).
Согласно Закона № 3609 – новой редакцией пп. «г» пп. 164.2.17 п. 164.2 в. 164 Налогового кодекса – не будут подлежать налогообложению суммы условно начисленных процентов на сумму возвратной финансовой помощи, которая остается невозвращенной на конец отчетного периода, в размере учетной ставки Нацбанка Украины, рассчитанной за каждый день фактического использования такой поворотной финансовой помощи.
Этими изменениями согласованно норму отмеченного подпункта и пп. 14.1.257 п. 14.1 в. 14 Налогового кодекса относительно включения у физических лиц к безвозвратной финансовой помощи сумм условно начисленных процентов.
3. С вступлением в силу Законом № 3609 при начислении доходов в виде вознаграждения по гражданско – правовым договорам за выполнение работ (предоставление услуг), база налогообложения будет определяться как начисленная сумма такого вознаграждения, уменьшенная на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование. Такими изменениями к п. 164.6 в. 164 Налогового кодекса приведено в соответствие налоговое законодательство и законодательство о общеобязательном государственном социальном страховании.
4. На законодательном уровне путем дополнения норм п. 165.1 в. 165 Налогового кодекса закреплено освобождение от налогообложения суммы помощи по беременности и родах. Напомним, что с вступлением в силу Налоговым кодексом и к внесению в него этих изменений такие суммы не облагались налогом на основании разъяснений, предоставленных Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики в письме № 04-27/108.
5. Также Законом № 3609 п. 165.1 в. 165 Налогового кодекса дополнено пп. 165.1.50 относительно невключения к расчету общего месячного (годового) облагаемого налогом дохода плательщика налога операции по конвертации ценных бумаг в случае, если их обмен осуществляется по обычным ценам или по стоимости чистых активов в расчете на одну ценную бумагу, которые не приводят к отчуждению инвестиций и проводятся с ценными бумагами ІСІ, которые находятся в управлении одной компании из управления активами. Эта норма вступает в силу с 1 января в 2012 г.
6. Изменения, внесенные в пп. 166.4.3 п. 166.4 в. 166 Налогового кодекса, дадут возможность плательщикам налога, которые не успели до 1 мая этого года воспользоваться правом на налоговый кредит по результатам отчетного 2010 г., сделать это до конца текущего года, в 2011 году, подав в налоговый орган по месту своего налогового адреса декларацию и копию подтверждающих документов.
7. Изменениями, внесенными Законом № 3609 к п. 167.1 в. 167 Налогового кодекса, четко определенно механизм применения ставки 17 % к годовому облагаемому налогом доходу.
Установлено, что при представлении налоговой декларации за налоговый (отчетный) год плательщиками налога, определенными в пп. «є» п. 176.1 в. 176, статьях 177 и 178, ставка налога 17 % применяется к части среднемесячного годового облагаемого налогом дохода, который превышает десятикратний размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года. Размер среднемесячного годового облагаемого налогом дохода рассчитывается как сумма общих месячных облагаемых налогом доходов, отмеченных в абзаце первом этого пункта, разделена на количество календарных месяцев, в течение которых плательщиком налога были получены такие доходы в налоговом (отчетному) году, за который осуществляется декларирование.
8. Путем внесения дополнений в п. 168.1 в. 168 отмеченного Кодекса Законом № 3609 установлено порядок и срок перечисления в бюджет налога из дохода, который налоговым агентом было начислено физическому лицу – плательщику налога, но не выплачено. После вступления в силу Законом № 3609 если облагаемый налогом доход насчитывается налоговым агентом, но не выплачивается (не предоставляется) плательщику налога то налог, который подлежит содержанию из такого начисленного дохода, подлежит перечислению в бюджет налоговым агентом в сроки, установленные этим Кодексом для месячного налогового периода.
9. В п. 168.4 в. 168 Налогового кодекса урегулирован порядок уплаты налога из доходов, полученных при покупке-продаже имущества, получении наследства или подарка. Да, согласно пп. «б» но пп. «в» п. 168.4.5 в. 168 Налогового кодекса, в случае нотариального удостоверения договоров покупки-продажи имущества резидентами и нерезидентами, удостоверение договоров дарования или выдачи свидетельств о праве на наследство нерезидентам налог платится за местом нотариального удостоверения таких договоров (получение свидетельств). В других случаях налог должен платиться по налоговому адресу плательщика налога.
10. Изменения, внесенные Законом № 3609 к пп. 169.4.1 п. 169.4 в. 169 Налогового кодекса, дадут право одиноким матерям (родителям), вдовам (вдовцам) или опекунам, попечителям получать налоговую социальную льготу в размере 150 %, исходя из размера дохода, определенного в этом подпункте увеличенному кратно количества детей в возрасте до 18 годов. До этого такая категория плательщиков не подпадала под эту норму.
Согласно изменениям, внесенным Законом № 3609 к пп. 169.4.2 п. 169.4 в. 169 Налогового кодекса, во всех определенных этим подпунктом случаях работодатель плательщика налога обязан осуществить пересчет суммы доходов, начисленных такому плательщику налога в виде заработной платы, а также суммы предоставленной налоговой социальной льготы с учетом положений абзацу третьего п. 167.1 в. 167 этого Кодекса. То есть перерасчет должен проводиться и ставка 17 % должен применяться к среднемесячным доходам, которые будут определяться в соответствии с новой редакцией п. 167.1 в. 167 Налогового кодекса.
11. Законом № 3609 из объектов налогообложения выведены операции с банковскими металлами (изменения к пп. 170.2.6 но пп. «а» пп. 170.2.7 п. 170.2 в. 170 Налогового кодекса).
12. Также Законом № 3609 уточнена редакция п. 172.5 в. 172 Кодекса относительно лиц, ответственных за уплату налога при продаже (мини) недвижимого имущества. В соответствии с новой редакцией сумма налога определяется и самостоятельно платится через банковские учреждения:
• лицом, которое продает или обменивает с другим физическим лицом недвижимость, – к нотариальному удостоверению договора покупки-продажи, мены;
• лицом, в собственности которого находился объект недвижимости, отчужденный по решению суда об изменении владельца и переходе права собственности на такое имущество. Физическое лицо обязано отобразить доход от такого отчуждения в годовой налоговой декларации.
13. Также внесенными изменениями из ст. 173 Налогового кодекса, которая регламентирует налогообложение доходов от продажи движимого имущества, изъято абзац третий п. 173.2, а именно: норму относительно того, что доход от продажи объекта движимого имущества в виде легкового автомобиля, мотоцикла, мотороллера определяется исходя из цены, отмеченной в договоре покупки-продажи, но не ниже оценочной стоимости такого объекта и не меньше чем 25 % стоимости такого же нового объекта движимого имущества.
В то же время п. 173.3 этой статьи уточняется порядок определения очередности продаж при налогообложении операций по продаже автомобилей. Так, установлено, что налоговый агент удерживает налог по ставкам, определенным в п. 173.1 или п. 173.2 с учетом информации об очередности продажи движимого имущества, отмеченной плательщиком налога в договоре покупки-продажи или в отдельном заявлении.
14. Изменения, внесенные Законом № 3609 в абзац второй п. 174.3 в. 174 дадут возможность наследникам, которые получили в наследство объекты, которые облагаются налогом по нулевой ставке, не отмечать их стоимость (сумму такого дохода) в годовой налоговой декларации, и в корреспонденции с изменениями, внесенными в п. 179.2 в. 179 Налогового кодекса, – вообще не подавать годовую налоговую декларацию, если отсутствуют другие основания для обязательного декларирования доходов.
15. Законом № 3609 внесены изменения в ст. 177 Налогового кодекса, которая регламентирует налогообложение доходов, получаемых физическими лицами – предпринимателями (кроме тех, кто избрал специальные режимы налогообложения). Так, установлено, что к перечню расходов, непосредственно связанных с получением доходов, принадлежат документально подтвержденные расходы, которые включаются в расходы операционной деятельности в соответствии с разделу III этого Кодекса.
Кроме того, п. 177.5 этой статьи дополнено нормой, согласно которой в случае уменьшения суммы полученного дохода за предыдущий календарный квартал проходящего года больше чем на 20 % в сравнении с расчетной ожидаемой суммой дохода на такой квартал плательщик налога имеет право уменьшить сумму авансового платежа, который поддевает уплате в следующий срок, установленный этим подпунктом, пропорционально уменьшению суммы отмеченного дохода. Для такого уменьшения суммы авансового платежа физическим лицом – предпринимателем к наступлению срока уплаты такого авансового платежа к органу ГНС подается заявление в произвольной форме, которая содержит расчет уменьшения суммы авансового платежа и короткое объяснение обстоятельств, которые привели к уменьшению суммы полученного дохода.
16. Также Законом № 3609 изложено в новой редакции п. 177.8 в. 177 Налогового кодекса, в соответствии с которой во время начисления (выплаты) физическому лицу – предпринимателю дохода от операций, осуществляемых в пределах избранных им видов деятельности, субъект предпринимательской деятельности, который насчитывает (выплачивает) такой доход, не удерживает налог на доходы с источника выплаты, если физическим лицом – предпринимателем, которое получает такой доход, предоставлена копия документа, которая подтверждает ее государственную регистрацию в соответствии с законом как субъекта предпринимательской деятельности. Это правило не применяется в случае начисления (выплаты) дохода за выполнение определенной работы и/или предоставление услуги согласно гражданско-правовому договору, когда установлено, что отношения по такому договору фактически являются трудовыми, а стороны договора могут быть приравнены к работнику или работодателю в соответствии с подпунктами 14.1.195 но 14.1.222 п. 14.1 в. 14 Налогового кодекса.
17. Согласно Закона № 3609 в тексте ст. 178 Налогового кодекса слова «свидетельство о такой регистрации» заменено на слова «справку о взятии на учет», а также слово «свидетельства» заменено на слово «справки». То есть физические лица, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, должны получать в налоговых органах и предъявлять налоговым агентам не свидетельство о регистрации, а справку о взятии на учет.
18. Пунктом 179.2 в. 179 Налогового кодекса в редакции Закона № 3609 установлено, что обязанность плательщика налога относительно представления налоговой декларации считается выполненной, если он получал доходы в виде объектов наследства, которые в соответствии с этим разделом облагаются налогом по нулевой ставке налога.
ІІ. Кроме изменений, внесенных непосредственно в раздел IV Налогового кодекса, хотелось бы обратить внимание на некоторые изменения к другим разделам этого Кодекса, которые также касаются физических лиц – налогоплательщиков:
1. Возвращен институт обобщающих налоговых разъяснений (консультаций). Законом № 3609 дополнено ст. 52 Налогового кодекса, и отныне кроме индивидуальных налоговых консультаций плательщики налога смогут пользоваться обобщающими налоговыми консультациями, которые будут предоставляться центральным органом контролирующего органа и утверждаться его приказами, на основании периодического обобщения налоговых консультаций, которые касаются значительного количества налогоплательщиков или значительной суммы налоговых обязательств.
При этом ст. 53 Налогового кодекса установлено, что не может быть привлечено к ответственности налогоплательщика, который действовал в соответствии с налоговой консультацией, предоставленной в письменной или электронной форме, а также обобщающей налоговой консультацией, в частности на основании того, что в будущем такая налоговая консультация или обобщающая налоговая консультация была изменена или отменена.
2. Предпринимателям важно знать, что Законом № 3609 в пп. 75.1.3 п. 75.1 в. 75 Кодекса введена норма, согласно которой к введению в действие положений относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства не проводится фактическая проверка физического лица, – предпринимателя, который не зарегистрирован плательщиком налога на добавленную стоимость, и юридического лица, которое применяет упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, которая предусматривает включение налога на добавленную стоимость в состав единого налога.
Татьяна Добродій |
Главный консультант секретариата Комитета |
Источник: "Вісник податкової служби України"